воскресенье, 10 февраля 2013 г.

соловьёв владимир сергеевич право и

В мышлении В. С. С. философия и богословие теснейшим образом связаны, хотя он и определяет философию как свободное исследование основ человеческого знания, бытия и деятельности, но, в сущности, для него философия есть ancilla theologiae и имеет лишь пропедевтический характер. Поэтому-то сочинение, которое он считает важнейшим из всего им написанного, начинается словами: "оправдать веру наших отцов, возведя ее на новую ступень разумного сознания, показать, как эта древняя вера, освобожденная от оков местного обособления и народного самолюбия, совпадает с вечной и вселенской истиной - вот общая задача моего труда". С другой стороны, вера С. проникнута философской рефлексией; это не слепая вера, а обоснованная определенным философским миросозерцанием. Миросозерцание, которое выражало коренные убеждения С., уживаясь и обосновывая религиозные верования - это неоплатонизм. Само собой разумеется, что С., прошедший школу немецких идеалистов - Шеллинга, Гегеля, в особенности Баадера, говоривший, что он некоторое время находился под преобладающим влиянием Канта и Шопенгауера (см. "Оправдание добра", II изд., стр. 585, примечание), не мог не применить диалектических приемов к неоплатонизму, но немецкий идеализм положил свой отпечаток только на внешнюю сторону философии С.; сущность же ее оставалась той, какой она была в эпоху, когда это миросозерцание сложилось. Отпечаток поэзии, чего-то далекого, нисколько не связанного с интересами современности, лежит на философии С., почему она и служит выразительницей мистического настроения, глубоко коренящегося в русской душе. Богословские и философские произведения С. носят следующие заглавия: "Кризис западной философии против позитивистов" (Москва, 1874, магистерская диссертация), "Философские начала цельного знания" ("Журнал Министерства Народного Просвещения", 1877, 4 статьи, не закончено), "Критика отвлеченных начал" (докторская диссертация, Москва, 1880), "Чтение о Богочеловечестве" (из "Православного Обозрения", Москва, 1881), "Религиозные основы жизни" (Москва, 1884), в третьем издании названо "Духовные основы жизни", "Догматическое развитие церкви в связи с вопросом о соединении церквей" (Москва, 1886), "История и будущность теократии" (1-й т. [больше не выходило], Загреб, 1887), "L'idee russe" (П., 1888, ed. Didier), "La Russie et l'eglise universelle" (П., 1889, ed. Savine), "Магомет, его жизнь и религиозное учение" (Санкт-Петербург, 1896), "Оправдание добра" (Санкт-Петербург, 1897; 2-е изд., Москва, 1899). Переводы С. - И. Кант "Пролегомены ко всякой будущей метафизике, могущей возникнуть в смысле науки" ("Труды Московского Псих. Общества", вып. II, Москва, 1889), "Творения Платона" (т. I, Москва, 1889). Много переводов вышло под редакцией С.; из них отметим: "Историю этики" Иодля (2 т., Москва, 1896 - 98), "Истории материализма" Ланге (Санкт-Петербург, 1894). Из журнальных статей назовем главнейшие - по эстетике: "Красота в природе" ("Вопросы Философии", 1), "Общий смысл искусства" ("Вопросы Философии", 5), "Смысл любви" (ib., 14, 15, 16, 17,21), "Первый шаг к положительной эстетике" ("Вестник Европы", 1, 1894), "О лирической поэзии" ("Русское Обозрение", 1890, 12); по гносеологии: "Первое начало теоретической философии" ("Вопросы Философии", 40), "Достоверность разума" ( 43, ib.), "Форма разумности и разум истины" (ib., 50). По истории религий: "Китай и Европа" ("Русское Обозрение", 1890, 2, 3, 4), "Первобытное язычество; его живые и мертвые остатки" (ib., 8 и 10). Наконец, следует еще упомянуть о двух статьях о Конте (1898 - 99), помещенных в "Космополисе", и статью "О философских трудах П.Д. Юркевича" ("Журнал Министерства Народного Просвещения", 1874). В "Кризисе западной философии" С. высказывает убеждение, что философия как умозрительная, так и эмпирическая в смысле отвлеченного знания окончила свое развитие; С. старается определить положительные результаты всего развития западной философии; свою задачу автор облегчил себе тем, что в "Философии бессознательного" Гартмана видит законный и необходимый результат этого развития, потому критика главным образом этой философской системы и дает ему возможность формулировать следующие три положения: 1) в учении о познании западная философия пришла к признанию односторонности, а потому неистинности обоих направлений философского познания, а именно, чисто рационалистического, дающего только возможное познание, и направления чисто эмпирического, не дающего никакого познания; 2) в метафизике развитие западной философии пришло к признанию в качестве абсолютного всеначала вместо прежних абстрактных сущностей и гипостасей-конкретного всеединого духа; 3) в этике развитие западной философии пришло к признанию, что последняя цель и высшее благо достигается только совокупностью существ и посредством необходимого и целесообразного хода мирового развития, конец которого есть уничтожение исключительного самоутверждения частных существ в их вещественной розни и восстановление их как царства духов, объемлемых всеобщностью духа абсолютного. Общая точка зрения автора видна в заключительных словах его: "Оказывается, что последние результаты философского развития утверждают в форме рационального познания те самые черты, которые в форме веры и духовного созерцания утверждались великими теологическими учениями Востока; таким образом, новейшая философия с логическим совершенством западной формы стремится соединить полноту содержания духовных созерцаний Востока; философия подает руку религии". Критику этого сочинения С. написал ("Журнал Министерства Народного Просвещения", 1875, 1). Точка зрения С., таким образом, ясно выразилась уже в первом его философском труде; но она была обоснована на историческом материале; философская критика основ знания и этики была дана автором в его докторской диссертации "Критика отвлеченных начал". Это сочинение представляет прямое дополнение первого; оно стоит на той же точке зрения положительного всеединства и обосновывает его путем критики, заключая таким образом лишь предварительное обоснование положительных начал. Превосходная книга С. имеет ценность независимо от той цели, которой она служит, и нужно сожалеть, что С. не дал критики эстетических начал; философу, не признающему значения мистицизма, все-таки приходится считаться с критикой С., которая в результате сводится к следующим положениям: "Нравственная деятельность, теоретическое познание и художественное творчество человека необходимо требуют безусловных норм или критериев, которыми бы определялось внутреннее достоинство их произведений, как выражающих собой благо, истину и красоту. Верховный нравственный принцип, долженствующий определять практическую деятельность человека, не исчерпывается ни отвлеченно эмпирическими понятиями удовольствия, счастья, пользы, симпатии, ни отвлеченно-рациональным понятием долга или категорического императива. Все эти понятия входят в высший нравственный принцип как его признаки материальные, или формальные, но не сост

Соловьев Владимир СергеевичПРЕДЫДУЩИЕ СТАТЬИ [ ][ ] ПОСЛЕДУЮЩИЕ СТАТЬИ ( ) ( ) ( ) ( ) ( ) ( ) ( ) ( ) ( ) ( ) Соловьев (Владимир Сергеевич) - знаменитый философ и публицист. Родился 16 января 1853 г. Отец его - знаменитый историк (см. ниже); мать происходит из малороссийской дворянской семьи . Двоюродным прадедом С. с материнской стороны был известный украинский философ (см.). Учился С. в Первой московской гимназии в параллельном ее отделении (теперь 5-я московская гимназия). Окончив курс в 1869 г. с золотой медалью, поступил на физико-математический факультет Московского университета, по отделению естественных наук; с 3-го курса перешел в вольнослушающие историко-филологического факультета; в 1873 г. выдержал кандидатский экзамен, после чего пробыл один учебный год вольнослушающим в Московской духовной академии. Из числа своих профессоров С. с особенной благодарностью вспоминал о философе Юрковиче. В 1874 г. защитил в Санкт-Петербургском университете диссертацию на степень магистра философии "Кризис западной философии", вызвавшую между прочим возражение ("Априорная философия или положительная наука?") и был избран штатным доцентом философии в Московский университет; читал также на высших женских курсах профессора . В 1875 - 76 гг. совершил путешествие в Англию, Францию, Италию и Египет. В 1877 г. оставил Московской университет и был назначен членом ученого комитета Министерства народного просвещения. В 1878 г. читал в Соляном городке публичные лекции о философии религии. В 1880 г. получил степень доктора философии за диссертацию "Критика отвлеченных начал". В том же году стал читать лекции в Санкт-Петербургском университете в качестве приват-доцента и на высших женских курсах. В марте 1881 г. произнес в виде заключения к публичным лекциям о литературном движении XIX века известную речь против смертной казни. В том же году оставил службу в Министерстве народного просвещения, но чтение лекций окончательно прекратил лишь в 1882 г. Вновь появляться перед публикой в качестве лектора С. после долгого перерыва стал только в конце 90-х гг. С сентября 1891 г. он состоял редактором философского отдела в настоящем Словаре (см. редакционную заметку во главе XXX-го тома). Исключительно отдавшись науке и литературе, он жил то в Москве, то в Петербурге, то в имениях своих друзей (в последнее время все чаще в Пустыньке, близ Петербурга), то в Финляндии на Иматре, то за границей. В Хорватии он завязал тесные дружеские отношения с известным славянским епископом Штросмайером, с каноником Рачки и другими. Вещи и книги его, по словам близко знавшего его лица ( в "Вестнике Европы", 1900, 9), "обыкновенно находились в разных местах; иногда в холодную осень он выезжал в летней разлетайке, потому что зимнее платье было им где-нибудь оставлено или забыто. Пренебрежение к физической стороне существования, к житейским благам (насколько они касались его лично) сказывалось во всем строе или, вернее, неустройстве его жизни: он иногда проводил целые месяцы в совершенном одиночестве, обходясь без чьих бы то ни было услуг, сам таскал дрова и топил печку, ставил себе самовар". Работал он неутомимо, проводя за письменным столом иногда по несколько ночей сряду, не переставая трудиться даже во время физических страданий, не предпринимая правильного леченья. Все это постепенно подрывало его организм, никогда не отличавшийся крепостью: врачи, лечившие его во время последней его болезни, нашли у него несколько тяжких недугов. Он скончался 31 июля 1900 г., в подмосковном имении (с. Узкое) кн. , с братом которого, (профессором философии в Московском университете), он был связан тесной дружбой. К. Арсеньев.

Соловьев Владимир Сергеевич

Комментариев нет:

Отправить комментарий